О добывании мёда в старину

Редактировалось: 1 раз — 30 июля 2015
Просмотров: 9095
Настроение: медовое
0
Голосов: 0
Отбор меда — одно из важных работ на пасеке. В прошлом, когда еще не были известны рамочный улей и медогонка, для добывания меда и воска применялся самый примитивный способ. Местный купец — перекупщик меда заранее знал своих клиентов. Он старался закупать оптом мед у владельцев пасек пораньше, в начале сезона.
В большинстве случаев это приходилось на июнь — июль. По устному договору он закупал сотовый мед и мед-сырец. Если за сырец он платил по 3 руб. серебром за пуд, то сотовый стоил на 30—50 коп. дороже.
Часто в выигрыше были хозяева, которые мед продавали не за несколько месяцев до выбивания, а после. Промышленникам-купцам не оставалось ничего другого, как покупать готовый мед в бочках. В 1855 г. на юге России лучшая цена на мед была 2 руб. 50 коп. серебром за 1 пуд, а в 1856 г. цены поднялись до 4 руб. 50 коп. серебром.
Ко времени выбивания меда купец поставлял владельцам пасек бочки и серники — кусочки холста, пропитанного растопленной серой. Серник вставляли в расщеп заостренного колышка, поджигали и втыкали под улей. Снизу к улью подгребали землю и закрывали леток, чтобы не было утечки газа. В удушливом серном дыму пчелы погибали и осыпались. Затем улей сносили к месту выбивания меда (мед-сырец добывался вместе с воском, пергой, расплодом, мертвыми пчелами).Файл "/includes/myphp/700x90.php" не найден
Для меда готовили бочки из толстых клепок с прочными доньями и запасом обручей. На этот случай приглашали опытных бондарей. Тара должна была быть особенно прочной. Для добывания меда использовали кадки. В края кадки врезали перекладину или ставили козлы. О перекладину с силой ударяли ульем. От ударов соты обрыоались и падали в кадку.
Посло наполнении одной кадки под козлы ставили другую. Полную кадку взвешивали. Весы устраивали и закрепляли либо на толстом суку большого дерева, либо на треноге. Вес каждой кадки записчвали,указывали число опорожненных в кадку колод.по этой записи определяси средний вес колоды.
Чтобы мед плотно укладывался а бочках, его еще в кадках разбивали деревянными шестами. При этом давили расплод и мертвых пчел; раздавленные части сотов с пергой изменяли окраску меда.
Опыт подсказывал, что слишком полно бочку набивать не следует, так как после укупорки ее мед оседает на дно, вытесняя воск вверх из-за разницы удельного веса. Могло выдавиться дно или клепки бочки. Мед-сырец сохраняли в погребах до продажи купцам, иногда он стоял в бочках до следующей весны, но с наступлением теплых дней мог испортиться. Если хозяева пасек имели достаточно времени, то бывало выгоднее очистить мед и продать его дороже. Да и купцы зачастую не хотели заниматься очисткой меда- сырца и перепродавали его другим лицам (перекупщикам). И в этом случае они имели барыш от 20 до 50 коп. серебром на каждом пуде.
Случалось, что осенью бывало много теплых дней. Тогда осевший мед из бочек спускали через отьерстие. просверленное в дне, в другую посуду. Ее ставили ниже бочки, и мед самотеком стекал. Первый мед признавался лучшим по качеству. Чтобы в нем не было примесей, на посуду надевали сито. В холодную погоду густой мед из бочек самотеком шел слишком медленно, поэтому для разогрева бочки вносили в баню и жарко ее топили.
Но хозяева пасек не весь мед превращали в сырец. Они частично оставляли чистый сотовый мед для питания и продажи. Правда, в продаже сотового меда почти не было, хотя цена на него была выше и он пользовался большим спросом.

Для отделения сотов от стенок ульев и снозов часто употребляли так называемое тесло. Его изготовляли из железного стержня толщиной в большой палец, один конец ко- горого был выкован и виде закругленной лопатки
ОН очень удобен и достаточно тяжёл. Дли этой же цели применяли пасечные резцы, но они менее удобныны в работе, легкм и надо было много усилий для удаления снозов,для окончательной зачистки улья оставшихся в нем после выбив меда частиц сотов применяли кочергу. Она похожа на обыкновенную печную, но только закруглена для удобства выскабливания круглых ульев.
Пасечник заботился об оставив,с, пчелах и заготовлял медовые coты для корма. Самые чистые лучшие соты складывал в отдельную посуду Безмедные куски обрезал и получал из них воск. На воск перетапливались и обсушенные после спуска меда соты.
Как видим, в давние времена ка чество меда, его очистка оставляли желать лучшего.

Читайте также:

Пчеловодство у славянских племён
Пчеловодство у славянских племён "Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов...
Как 100 лет назад аткарчане любили мёд..
Как 100 лет назад аткарчане любили мёд.. Как 100 лет назад жители городка Аткарск Саратовской области любили мед.. Мед — пожалуй, главный натуральный продукт, которым славится Аткарск. ...
Комментарии (1)
kokafenix #
12 февраля 2012 в 09:33 Рейтинг: 0
Труд в любое время остается трудом.Но вот два момента выделяются относительно сегодняшнего времени-это варворство,обусловленное тогдашней технологией добывания меда,именно добывания;и цена за мед,очень прилично по тем временам!

 

Демотиваторы

Рейтинг: +2
Комментарий: 0
Просмотров: 221
Создать демотиватор

Новые объявления